Частный дом:О чем не пишут в книгах

Экономия при отоплении - мифы и реальность

Автор: Дмитрий Белкин

Мне пришло письмо с вопросом. Как вопрос звучит полностью, вы можете посмотреть, пройдя по ссылке. Здесь я приведу сокращенный его вариант.

Система отопления классическая, открытого типа, двухтрубная с чугунными батареями и газовым котлом "Данко". Мастера поставили циркуляционный насос "Грундфос", для того, чтоб лучше грелись батареи. Я соглашусь, что при запуске отопления насос незаменим - действительно в разы ускоряет прогревание. Но вот далее я не заметил экономии газа по сравнению с системой с естественной циркуляцией воды.

Про экономию газа есть еще статьи!
Итоговая довольно удачная статья про экономию топлива при отоплении. Также есть статья про экономичность газовых котлов.

Дорогие читатели!

Как вы, наверное, понимаете, циркуляционный насос - не волшебный агрегат, после установки которого в доме становится тепло даже при выключенном котле. Циркуляционный насос - всего лишь крохотная часть в огромной системе частного дома. И, притом, это крохотная часть. Есть куда более важные и большие части от которых зависит экономия газа и комфорт.

Наглядный пример с экономией бензина в автомобиле

Вот возьму распространенный пример. Уверен, он многим будет понятнее. Возьмем автомобиль. У него огромное количество систем. Есть огромная система - двигатель. В двигателе есть большая система питания, то есть та, что бензин подает в камеры сгорания. Были у нас всю жизнь автомобили, в которых для этой цели использовался карбюратор. Это была довольно технологичная штука, отлаженная годами, и которая в общем-то неплохо работала и всем устраивала.

Но ни с того ни с сего, по какой-то мне непонятной причине, карбюраторы перестали ставить на автомобили и стали ставить инжекторы. И что, скажите пожалуйста, при этом увеличилась экономия бензина? Стал автомобиль меньше кушать топлива на 100 км? А вот тут вопрос остается открытым. Лично я никакой экономии не заметил. Заметил только, что система в целом стала сложнее и теперь мне компьютер выдает пропуски зажигания и я не знаю, что с этим делать и откуда они взялись. А главное, не знаю как это починить и что поменять. Аналогия с вашим вопросом, мне кажется, очень близкая.

Но давайте разберемся с холодной, так сказать, головой. От чего зависит расход бензина в автомобиле? От технологичности системы впрыска? Да! Но в очень малой степени. Есть другие вещи, от которых экономия зависит значительно сильнее. Например, качество самого бензина, система газораспределения, Состояние трансмиссии, кстати, опять же состояние дороги, ее уклон, направление ветра, стиль езды и еще очень, очень много других факторов.

Как добиться экономии бензина? Полагаю, надо начинать с чего-нибудь очень существенного. Например, с коррекции стиля езды. Потом заменить кузов на более обтекаемый. Потом переходить к мерам по снижению трения в трансмиссии, потом к увеличению КПД двигателя с одновременным снижением объема цилиндров, потом к уменьшению общей массы.

Инжектор же делает смесь бензина с воздухом. Причем и в случае с карбюратором, и в случае с инжектором, эта смесь абсолютно одинакова. Кажется на 1 килограмм бензина 14 килограммов воздуха. И тот и другой аппарат делает эту смесь и вполне с задачей справляется. Ну конечно непосредственный впрыск более эффективен, но на такую крошечную долю, что о ней и говорить не стоит.

А о чем стоит говорить? Говорить в этом случае стоит о большей экологичности автомобиля и потребительском удобстве, которые дает использование инжектора по сравнению с карбюратором.

Основные факторы экономии газа при отоплении частного дома

Вернемся теперь к системе отопления. Самый главный фактор, от которого зависит экономия газа - это теплопотери дома. Если, скажем, дом у вас распыляет тепла через стены и потолок значительно больше, чем это положено, то нам же надо это тепло точно в том же объеме восполнить! Для этого нужно сжечь газ, то есть превратить его в тепло. Если теплопотери нашего дома исчисляются, например, 20 киловаттами в час (условно), а все меры по увеличению эффективности отопления дают выигрыш 1 киловатт в час, вы думаете мы это заметим? Я лично думаю, что нет.

Так что же делать? Как увидеть экономию?

Полагаю, нужно стрелять не по воробьям, а по индюкам или страусам. Например, уничтожать действительно крупные потери тепла, то есть действовать по той же схеме, что я описал для увеличения экономии бензина в автомобиле.

Кинули лишний слой ваты на потолок - и уже заметили улучшение. Поменяли окна - ого - сразу на сколько лучше стало! И так далее. А вот когда все крупные утечки тепла мы устранили и уже ну просто голову сломаешь, где бы еще теплу утечку перекрыть, вот тогда и стоит подумать, а насколько у вас эффективная система отопления, на сколько высок КПД котла, на сколько хороши радиаторы и помогает ли в экономии циркуляционный насос.

А без этого циркуляционный насос дает только дополнительное удобство и косвенную экономию. Попробую перечислить все основные факторы удобства и экономии, которые дает циркуляционный насос.

Так зачем же нужен циркуляционный насос?

Использование труб уменьшенного диаметра

Циркуляционный насос позволяет нам использовать в нашем отоплении трубы малого диаметра и при этом значительно сэкономить - металл нынче дорог, да и цены на полипропиленовые трубы тоже здорово зависят от проходного диаметра. Опять же под трубы малого диаметра нужно и дыры сверлить малого диаметра, что дешевле. Прокладывать такие трубы тоже легче, а значит дешевле. И так далее...

Использование радиаторов меньшей мощности

Циркуляционный насос позволяет использовать радиаторы меньшей мощности. Каким образом? Объясняю. Общеизвестно, что в системе отопления с естественной циркуляцией, эта самая циркуляция довольно неспешная. Она такая неспешная, что пока вода двигается по радиатору, она успевает остыть и низ радиатора в таких системах обычно имеет более низкую температуру, чем его верх.

Далее внимание!
Я подозреваю, что то, что будет написано далее очень многими застройщиками либо не понимается, либо они об этом просто никогда не задумывались!

Предположим, что мы купили радиатор мощностью 2 киловатта. Эти самые 2 киловатта радиатор отдаст только в одном случае - когда весь радиатор, то есть и верх, и низ будет иметь строго одинаковую температуру, скажем, 60 градусов Цельсия. Если очень упрощенно предположить, что верхняя половина радиатора имеет температуру 60 градусов. а нижняя имеет температуру комнаты. Сколько ватт такой радиатор отдаст? Похоже, только 1 киловатт. При этом в нашем доме будет холодно, поскольку нам нужно 2 киловатта распылять, а мы распыляем только один. При таких условиях нам нужно покупать радиатор не на 2 киловатта, а на 4. Тогда, при условии, что будет греться только его половина, мы получим нормальную температуру в комнате.

Что происходит в действительности? В действительности все еще хуже. При действительно слабой циркуляции у нас температура плавно снижается к низу. Таким образом, расчет действительной мощности, отдаваемой радиатором, очень усложняется и перетекает в сферу математического анализа. Это, по большому счету задачка для хорошего физ-мат института первого или второго курса.

Всем понятно, что в таких условиях мы не можем покупать радиаторы из расчета 1 киловатт на 10 квадратных метров наших комнат и вынуждены значительно повышать мощность радиаторов? И наконец не требует доказательства тот факт. что радиатор на 2 киловатта примерно в 2 раза дешевле радиатора на 4 киловатта?

Управление температурой в доме

Циркуляционный насос позволяет путем переключения скоростей, а это можно сделать и автоматически и дистанционно, регулировать температуру в доме.

Это свойство напрямую следует из предыдущего описания процесса нагрева радиаторов. Уменьшая скорость циркуляции воды, мы уменьшаем температуру низа радиаторов. Это равноценно выключению их части. Радиаторы, таким образом, нагреваются меньше и меньше греют комнату. Температура в помещении плавно снижается. Мы можем добиться экономии газа таким образом. Для этого достаточно поставить на насос таймер и ночью переключать его на первую скорость, а утром на третью. Таким образом можно действительно сэкономить газ.

Заключение

Вот как циркуляционный насос позволяет сэкономить на отоплении и увеличить комфорт проживания в частном доме. В вопросе названо в числе преимуществ ускорение прогрева. Лично я считаю это преимущество следствием более важных преимуществ. Конечно, не для этого циркуляционные насосы выдумывали. Какая нам разница в скорости прогрева, если нормальное отопление осенью включается и весной выключается? А совсем нормальное - вообще не выключается никогда. За температуру в доме отвечает автоматика.

Надеюсь, многие узнали из этого материала что-то новое и открыли для себя новые горизонты.
Ваш автор Дмитрий Белкин.

Статья создана 28.04.2012
Статья отредактирована 19.09.2015

Комментарии (1)

    • Дмитрий Белкин

Добавить комментарий

Огромная просьба при вводе комментариев объединять мысли в абзацы, а абзацы разделять одной пустой строкой!
Я считаю, что вы ознакомились с правилами комментирования материалов этого сайта, с регламентом ответов на вопросы читателей и согласны с ними

 

 

Как ввести красивый комментарий?

На самом деле очень просто. Я прошу всех постараться вводить комментарии с элементами форматирования

Ввод абзаца

Для того, чтобы ввести абзац, нужно просто отделить один абзац от другого пустой строкой. В этом случае текст будет сформирован абзацами.

Пример

>
>Текст первого абзаца
>
>Текст второго абзаца
>
Перенос строки

Для того, чтобы сделать перенос строки, нужно просто перейти на новую строку (без пропуска отдельной строки) внутри блока абзаца.

Пример

>
>Текст абзаца
>с переносом строки
>
>Текст второго абзаца
>
Выделение текста

Для того, чтобы сделать выделение текста, можно использовать тег <b>.

Пример

>
>Текст абзаца с <b>выделенным текстом</b>.
>
Заголовок в тексте

Для того, чтобы сделать заголовок, нужно просто первым символом абзаца поставить "! ".

Пример

>
>! Заголовок
>
>Текст абзаца
>
Бюллетень

Для того, чтобы сделать бюллетень, нужно просто первым символом абзаца поставить "- ".

Пример

>
>Следующие пункты объединены в бюллетень:
>
>- первый пункт;
>
>- второй;
>
>- третий.
>
Нумерованный список

Для того, чтобы сделать нумерованный список, нужно просто первым символом абзаца поставить "# " или "№ ".

Пример

>
>Следующие пункты объединены в нумерованный список:
>
>№ первый пункт;
>
>№ второй;
>
># третий.
>
Цитирование

Это пока не реализовано

Надеюсь, что эти простые правила никого не напрягут и позволят всем, кто хочет сделать свой комментарий красивым, реализовать это без труда.