+ Проекты домов от фирмы Аквилон
Портал Belkin-labs»Частный дом»Статья
welcome!

Поменял котел а экономии никакой

Вопрос

Уважаемый Дмитрий!

У меня полдома недавно(купленный)площадью 110 м2 на склоне горы. 1й этаж подсобка 30 м2,там же котел стоит,вход в погреб, и всякий инвентарь садовый. Второй этаж над подсобкой такая же комната. Еще 2 малые комнаты, плюс ванная, кухня, стоящие прямо на земле 1м этажом, в одной плоскости с этой большой.

Раньше вместо котла стоял АГВ неизвестной маркировки и типа, со сломанной автоматикой была возможность только открыть, закрыть газ, разжечь фитиль и далее запустить котел на полную, если жарко погасить пламя.

Естественно, не экономно. Заменил на новый котел Колби-Термона КТ20TS и добавил в систему насос прокачки теплоносителя с байпасом. Система отопления состоит из стальных труб и чугунных батарей. Общий объем воды (расчетное), где-то 400 литров. Горячий теплоноситель от насоса в подсобке подымается вверх с 1го этажа на второй, и там разветвляется в три направления по трубам разного диаметра, так как система отопления, наверное, делалась не вся сразу, а поэтапно, одновременно с тем как достраивался дом: вначале 2 малые комнаты, далее кухня, ванная, далее подсобка с большой комнатой на втором этаже.

Суть вопроса. Почему же никакой экономии после переделки не замечено, все так же как раньше. Система хорошо прокачана пузырей воздуха в системе не замечено батареи греют. И еще хоть с насосом, хоть без него через байпас, результат тот же. И еще какая температура отработанных газов должна быть на выходе, (рукой не дотронешься, так и должно быть)! Спрашивал у спецов в чем проблема, говорят большой объем воды, поэтому нужно переделывать систему отопления на алюминиевые батареи и пластиковые трубы, с меньшим количеством воды. Я частично согласен, что, наверное, лучше(пока нет средств), но не настолько же! Предполагаю что не может КПД так зависеть от количества воды. Получается что КПД старого АГВ и нового котла одна и та же.

До того как начать переделку, хотел поставить котел с электронной платой управления типа Vaillant. Отговорили, зависимость от эл.энергии, а зря наверное.

Вопрос задан 31.08.2009
Ответ

Автор: Дмитрий Белкин

Уважаемый читатель!

Как я уже неоднократно писал, например, в материале про эффективность системы отопления, бытовые котлы различных производителей имеют не значительные расхождения по КПД. Каковы факторы, отвечающие за КПД отдельно взятого отопительного котла? Ну, например, это может быть конструкция горелки. В плохой горелке пламя коптит, имеет желтый цвет и, соответственно, более низкую температуру. Другим фактором может быть качество теплообменника. Он может быть чугунным - плохо, алюминиевым - лучше, медным - отлично! Почему такая разница? Потому что у меди самый высокий коэффициент теплопроводности, и значительно больше тепла передается именно воде, а не воздуху в дымоходе.

Если мы берем бытовые котлы, то, как правило, этими мерами и ограничивается увеличение КПД. Все остальные усовершенствования находятся в сфере комфорта и экономии газа, что к КПД, конечно, имеет отношение, но не находится на первых местах.

Рассмотрим факторы экономии газа. Приводить буду в порядке уменьшения значимости.

  1. Уменьшение теплопотерь дома. Очевидно, все тепло, которое из дома выходит, должно быть восполнено за счет сжигания газа. Чем меньше теплопотерь, тем меньше тепла должен вырабатывать котел, тем меньше газа он сожжет. Кстати говоря, в европейских книжках по строительству и домоводству написано, что даже обсаживание дома с подветренной стороны густым ельником способствует экономии газа на сколько-то там процентов.
  2. Уменьшение температуры в отдельных помещениях. Так, на кухне и в спальне можно поддерживать температуру меньше, чем в туалете. В конце концов, можно понижать температуру во всем доме, когда все ложатся спать, а повышать часов в 5 утра, чтобы к подъему дом уже прогрелся. В подсобных помещениях можно держать температуру вообще градусов 15. В этом плане удобно использовать автоматику как для котла, так и для каждого отдельно взятого радиатора. Это могут быть и термостатические вентили на радиаторах.
  3. Увеличение КПД всех элементов системы отопления, в том числе и радиаторов. Алюминиевые радиаторы имеют КПД выше, чем чугунные, поэтому они предпочтительней. Можно теплоизолировать трубы, по которым вода подходит к радиаторам. Это тоже увеличит КПД системы, но во много раз меньшей степени, чем первый и второй пункт этого списка.
  4. Все остальные меры дают весьма незначительную, незаметную экономию газа.

Количество теплоносителя не влияет на КПД системы. Оно влияет на скорость прогрева дома до номинальной температуры и на скорость остывания радиаторов. Чтобы дом прогревался за 10 минут нужны очень эффективные радиаторы, тонкие трубы и малое количество воды. Но при этом дом и остынет за 10 минут.

Подозреваю, что в случае простого российского дома нужно начинать с его теплозащиты и ветрозащиты. Без этого никакие меры не дадут сколько-нибудь заметной экономии газа. Что касается ветрозащиты, то по моему опыту это очень важный фактор. Например, зимой в безветренную погоду в моем доме тепло даже при температуре окружающего водуха -20. При этом температура воды, выходящей из котла, составляет 60 градусов, циркуляционный мотор работает на первой скорости, то есть верх батарей существенно горячее низа. Однако, стоит подуть ветру, как мне приходится увеличивать температуру до 65 градусов и увеличивать скорость циркуляции воды.

Подведем итог. Экономия газа и КПД системы отопления - вещи связанные но не одно и то же. Основными факторами экономии газа являются защита помещений от холода и ветра, а не совершенство котла и радиаторов отопления. И, наконец, количество теплоносителя не влияет, или не должно влиять на количество сжигаемого газа. На количество сжигаемого газа влияет только количество теплопотерь дома и, в значительно меньшей степени качество, читай КПД, элементов системы отопления.

На счет температуры выходных газов. Эта температура не должна быть слишком низкой. Я думаю, она должна быть в пределах 70-80 градусов Цельсия. Эту температуру рука уже действительно может не вытерпеть. Однако, если дымоход у Вас сильно нагревается, значит котлу приходится большую часть времени работать на предельном режиме, а, значит, либо котел слишком слабый и его мощность меньше необходимой, либо теплопотери дома на столько велики, что с трудом восполняются.

Обсуждение

Я не думаю, что увеличение объема теплоносителя может заметно улучшить ситуацию. Вариант с заменой радиаторов в квартире http://textstroy.ru/?p=440, тоже мало что дает.Вообще странно, что установка нового котла с автоматикой и насоса не помогли.Единственное что приходит в голову, это малая мощность, как старого, так и нового котлов, в итоге оба работают с максимальной нагрузкой.Также можно проверить исправность автоматики и насоса.

21.11.2009 (15:17)
Этот комментарий поступил до официального ответа. Прошу иметь это ввиду. Таким образом, я свое отношение выразил уже в ответе на вопрос.
Дмитрий Белкин

Дамы и господа!

Что касается думающего котла. Насос, всего 9Вт мощности потребления, увеличивает скорость оборота жидкости в системе. Тем самым происходит большая теплоотдача, если смотреть нагрев и проталкивание воды в простом котле, это +20 - 30 градусов, с учетом перерасхода газа по адиабате на каждый градус.

Вопрос к специалистам по "думающим" котлам, если можно на мыло digerr63@mail.ru, заранее спасибо.

Как мы учили в 3 классе средне образовательной школы, наименьшее потребление, в данном случае газа будет при определенном расстоянии пламени горелки от сосуда. Смотрим на котел. Просто вода включается на всю и нужен добавочный насос отобрать тепло от сосуда и куча лишней воды. Зато на отопление парадокс - 3 этапа включения горелки и стоп, в результате, как минимум 2_й перерасход газа. Самое интересное, чтобы котел работал правильно (как я понимаю), совершенно нет необходимости даже трубки менять на котле, нужно всего на всего перепрошить микросхему на электронном блоке, правда, которую могут делать только имеющие доступ. Буду рад любому объяснению, так, как в большинстве блоки электроники взаимозаменяемые, может купить блок определенного производителя.

Комментировал Владимир
08.02.2013 (18:53)

Лично я мало чего понял. Если автор комментария считает, что можно купить котел и путем тюнинга электронной части, да и любой другой, добиться уменьшения потребления газа, то я очень сомневаюсь, что это возможно.

Да чего уж там. Я уверен, что это невозможно. И не поверю, пока не убежусь в обратном и не увижу результат своими глазами. Весь мой опыт говорит, что потребление газа котлом зависит от КПД, а увеличить этот КПД можно только путем покупки более дорогого и совершенного котла. Который, кстати, будет значительно дороже. Причем зависимость стоимости от увеличения КПД далеко не линейная. Я думаю, что при увеличении КПД котла его стоимость растет в геометрической прогрессии. И никаким тюнингом мозгов здесь и не пахнет.

Дмитрий Белкин

Не совсем согласен со 2-м комментарием или частично. Почему? Все написано, к самому написанному претензий мало. Возьмем по факту. Стальная батарея - однозначно как хуже, так и дешевле алюминиевой и медной. Медная батарея, опять все правильно, во блин, а кто же где видел медные батареи в продаже, наверно еще упущено, лучше смесь меди с бронзой, и в каком музее можно посмотреть на такое чудо, берем 3-й вид, алюминиевые, все правильно и вопросов нет. Как обычно говорят, как перед "Христом", может кто то поинтересуется, сколько процентов батарей именно алюминиевых выбрасывается каждый год, после установки? В чем причина, в алюминии, с которого изготавливают, а точнее в силумине, 90% выпускаемых батарей с силумина не выдерживают и года из за блуждающих токов, если конечно материал батареи приближен к авиационному алюминию - цены им нет.

Поехали дальше, о том, о чем я писал. Об электронике. Берем 3-й класс общеобразовательной школы, ставим чайник на газовую печку - для того, что бы не перерасходовать газ и быстро нагреть чайник, пламя, как и в свече над предметом должно отдавать максимальную температуру предмету. В котле это выдержано и стоит регулировка газа, рекомендуемая изготовителем для данного котла. Теперь берем и смотрим на светодиодики на котле при включении котла в работу. 3-х оборотный кран, включилось 1-е положение - пламя ниже уровня радиатора, котел почти не греет, 2-е положение - пламя ниже уровня радиатора, котел греет не на максимальной температуре, наконец не успевает горелка перейти на нагрев котла, который должен быть положен - резкое отключение котла. И так, в котле появился насос, система отопления допустим сейчас у меня 50 литров, а не 400, у меня нет перегрева помещения за счет менее инертной системы отопления, батареи полностью отдают тепло в помещение за счет использования более высокой температуры батареи по всей ее площади. Дальше имеем производителей котлов. Если объяснять проще, все происходит, как и некоторые создают мнение что эта вещь стоит столько то 1 рынок делается в 2 раза дороже и на нем сидят наемные работники, кто то купил в 2 раза дороже и спасибо. Поэтому 10 производителей и выпускают так, купили, хорошее отношение цена - качество. Нужно будет улучшить качество - без проблем, да же трубки перекручивать не нужно, всего лишь изменить программное обеспечение котла.

Можно ли еще сэкономить в домашней системе отопления? Можно. Вы учили в школе, но мало кто делает и информации подобной мало по интернету. Берете и в некоторых частях своей системы отопления на трубе поток воды пускаете под углом 45 градусов. Что при этом имеем, вода кроме поступательного движения имеет еще и вращательное движение, как результат, большая площадь прохождения воды по системе. Более горячая вода, как учили, у стенок трубы, которые еще больше нагревают батарею.

Комментировал Владимир
09.02.2013 (18:08)

Имею опыт модернизации и реконструкции систем отопления в своих частных домах, Сам рассчитывал , сам делал системы.Предпочитаю гравитационные системы , так как часто перебои с электричеством.

Первое: замена котла дает эффект , если КПД действительно увеличивается на 20 и более %, так менял АОГВ -70 годов на лемакс-2000 годов(и в комфорте и в деньгах), стояк трубы стал градусов 60-70, а не 100. Потом добавил радиаторы стало ещё теплее,так как повышением температуры не давало эффекта и при повышении температуры слышны хлопки (уклоны не выдержаны изначально) (АОГВ -разорвало в итоге бак, поменял на лемакс). Дом не утеплял-в кухне в сильный мороз выступал иней.То есть на первом этапе не меняя тепловой контур дома увеличивал подачу калории тепла в контур. Но цена газа росла !!! Опустил АОГВ в Яму 1 метр, что позволило котлу стать ниже радиаторов зона горения котла стала выше и радиаторы стали равномерно горячими без насоса и по закону С. Карно в 1824 г. указал, что максимальное количество полезной работы, получающееся из подводимого тепла при круговом процессе, не Зависит от рода рабочего тела (пар, воздух, вода, лсд, продукты сгорания производят одинаковую максимальную полезную работу). Максимальный коэффициент превращения тепла в работу зависит лишь от начальной и конечной температуры тела. Наибольший коэффициент полезного действия теплового двигателя не зависит от рода рабочего тела и определяется пределами температуры, в которых двигатель работает.

Сосед (дома строились по одному проекту и теми же строителями-но он выбрал систему "труба без батарей" Д-76 мм , что позволяло ему гонять теплоноситель 95 градусов без хлопков.) - обложил дом ещё стеной на доп фундаменте (для красоты) - и в квитанции у него стало ровно 2 раза меньше сумма.

Я продолжал эксперимент: - насос дал комфорт, но на сумму не повлиял, добавился шум и счет за электроэнергию. На днях попрошу квитанции за год у соседа и сравню результат, а то без цифр - просто болтовня.

В итоге: построил дом с коэффициентом теплового контура R-4,5 , при нашей норме 2.8, площадь 75 кв.м, котел АТОН парапетный(дымоход-очень дорого)- 10 кВт. Жду зиму. Отопление самотека, стальные трубы, добавил байпас с насосом.

Так как преподавал физику и химию в школе постарался представить процессы на основе законов: в тепловой контур дома надо подать калории тепла, которые восполнят потери. Можно просто разжечь костер, мангал в помещении это будет прямая подача калории, но не комфортно.
Подавая тепло через котел, теряем 3-8% в котле. так как уходит в дымоход.

Всё остальное тепло ,даже от лампочки и компьютера и от жителей дома, каждый из которых не менее 1 м.кв излучающей поверхности с температурой 36.6 гр (если голый)начинает греть дом. Поэтому проверяйте ограждающие конструкции тепловизором, утепляйте и ликвидируйте потери, устанавливайте на вентиляцию рекуператоры и тогда всё электрические приборы будут играть роль батарей. На ночь закрывайте окна ставнями (сейчас можно уже автоматику поставить ) и роль марки котла, системы отопления, марка батарей будет вас волновать только с эстетической стороны.

Комментировал Ильич
06.10.2015 (14:38)
Ну, вроде, все понятно. А ставни зачем на ночь закрывать? От ветра? Или по другой какой причине?
Дмитрий Белкин

Самореклама!

Сотрудничайте с belkin-labs в IT сфере!

Гарантия высшего качества и низких цен!

Дом Вашей мечты!
Читайте также
 
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100