+ Проекты домов от фирмы Аквилон
Портал Belkin-labs»Частный дом»Статья
welcome!

Отопление частного дома: можно ли сэкономить?

Введение в эту сложную тему

Дорогие читатели сайта белкин-лабс! Вот очень популярный вопрос. И я, наконец, решился его рассмотреть. Почему же мне это было так тяжело? Постараюсь объяснить. Дело в том, что сэкономить в реальности (а не в теории) либо невозможно, либо очень сложно, либо так дорого, что лучше уж не экономить вообще. И в то же время, придерживаясь таких экстремальных, а на самом деле реальных взглядов, я рискую прослыть ретроградом, врагом технического прогресса и просто идиотом, ибо всякий знает, что все нормальные пацаны уже давно отапливаются вообще на халяву, ибо нет никаких проблем сделать устройство с КПД значительно больше 100%, а то и вообще вечный двигатель. Схем в ютюбе навалом! Насмотревшись ютюба я вообще порой не могу понять, как Газпром и Мосэнерго еще не разорились? Но они не разорились, а значит, тут не все так просто и есть о чем подумать.

Так можно сэкономить?

Можно! Но, как я уже говорил, сложно. Чтобы сэкономить, надо с самого начала эту экономию запроектировать. А если ваш дом уже построен, причем построен не слишком экономично, то вопрос экономии значительно усложняется. Но я не буду здесь никого ни за что агитировать. Я просто приведу список способов и путей сэкономить, а вы уж выберите сами, какой вам больше подойдет. Ну а если я что-то забыл, то не стесняйтесь комментировать. Регистрация для этого ненужна!

Далее приведены способы и пути экономии топлива в системе отопления. Варианты идут от наиболее реальных и "сильных" через альтернативные к фантастическим. Список не маленький будет, кстати.

Уменьшение теплопотерь дома

Вот этот способ мало того, что самый сильный, но он еще и самый понятный. Действительно, для сохранения температуры внутри должен получать ровно столько энергии, сколько он теряет. РОВНО! Не больше и не меньше! Если мы теряем много, то мы и восполнить должны много. Прямо противно столь очевидные вещи писать, но ничего, интернет выдержит...

Как мы уменьшаем теплопотери? Бросаемся утеплять стены? Нет! Ответ неправильный! Мы бросаемся утеплять потолок. И только после того, как утеплили перекрытия мы смотрим... нет, опять не на стены. Мы смотрим на окна и двери. Как только утеплили их, то вот тогда уж можно и на стены посмотреть. И вот в несоблюдении этого порядка абсолютным большинством людей в нашей стране и кроется основная сложность экономии. Вам неочевидно? А это так и есть!

Просто ли реализовать эти меры в уже построенном доме? Нет! В большинстве случаев требуется сломать дом и построить новый. В лучшем случае перестроить. В любом случае требуются весьма значительные затраты, которые несравнимы с затратами на топливо в отдельно взятый сезон. Причем, заметьте, подход типа "Ну не могу я утеплить перекрытия. Окна мне вот конкретно сейчас дороговато будет менять. А займусь я стенами!" не сработает. То есть затраты на стены вы сделаете, а эффекта скорее всего не получите. Я уж не говорю про пол. Тут вообще история особая... Правда, на сайте куча статей про утепление пола (относительную бесполезность этого) есть. Так что вот конкретно здесь я повторять не буду.

Уменьшение температуры в помещении

И вот это тоже очень действенный способ экономии. Более того, он еще и довольно реальный!

Для справки
Метод реально работоспособный. Судите сами! Что делает ЖКХ, если хочет сэкономить тепло? Правильно. Оно уменьшает температуру теплоносителя. Тогда и температура в наших помещениях падает. Мы ругаемся и надеваем теплые вещи, а ЖКХ получают доход и не малый!

Как этот принцип работает? И об этом я тоже неоднократно упоминал. Тут работает главный принцип утепления. Мы не защищаемся от холода! Мы сохраняем тепло. Если тепла много, то его, во-первых, больше уходит, а, во-вторых, его надо лучше сохранять. И в обратную сторону. Если тепла мало, то расходуется его меньше.

Выводы из этого простейшего правила просто шокируют!

  1. Холодные помещения не нужно утеплять сверх меры. Например, цоколя домов.
  2. Ближе к потолку тепла больше. Значит и утепление нужно усиливать кверху, а не наоборот.
  3. Если мы уменьшим температуру в комнатах, мы реально сэкономим топливо.

В интересах этой статьи именно последний пункт является главным. Если ваш дом стоит весь день пустой и вся семья на работе с 8-ми до 20-ти, то последний уходящий из дома переключает отопление в режим экономии, а первый возвращающийся переключает обратно в рабочий режим.

А еще лучше поставить таймер и автоматизировать процесс переключения отопления в экономичный режим. Автоматика дает нам огромные возможности для экономии.

  • О специальном режиме отопления в пустом доме я писал выше.
  • Зачем отапливать весь дом ночью, когда все спят? Вполне можно уменьшить температуру в нем до 19 градусов и сильно сэкономить. В туалет можно поставить масляный радиатор, если нельзя задать для этого помещения особый режим.
  • У вас есть кладовая на 3-м этаже или бильярдная (тренажерный зал). Ну сделайте в кладовой 15 градусов, а в бильярдной 20! Это все экономия!

Причем, заметьте, редкоиспользуемые помещения можно не ставить на таймер, а обойтись банальными термостатическими вентилями.

Подводим итоги по этому хитовому методу.

Чтобы поставить таймер на отопление, нам нужен либо газовый котел с электроподжигом и соответствующим управлением, либо нужно электрическое отопление. Это может быть дорого. Система "Умный дом" может стоить до бесконечного количества тысяч рублей. Дело только в фантазии. Чтобы уменьшить температуру в отдельных помещениях на постоянной основе достаточно поставить на радиаторы термостатические вентили и это дешево. Но не на каждый радиатор их поставишь. Бывает так, что приходится стены ломать. И все равно должен быть достаточно современный котел, который не перегреется, если все радиаторы перекроются одновременно.

Но все равно, этот метод реально хитовый и вся прогрессивная (а на самом деле нищая и убогая) Европа уже давно этими методами пользуется. Не гоже нам от европейцев отставать. Но только конкретно в вопросе экономии газа (остальные вопросы надо индивидуально рассматривать). Лучше, как говорит моя жена, сэкономленные деньги пропить, чем пустить их на ветер, причем в прямом смысле слова...

Защита от ветра

Тоже важный способ экономии. Чтобы не забираться в дебри, приведу вам пример своего брусчатого дома. При, мягко говоря, теплых (рука терпит) батареях я могу жить в полном комфорте до -15 на улице. Но при ветре я уже не могу испытать комфорта даже при -5. Так что ветер здорово уносит наши с вами денежки! Бойтесь его и боритесь с ним!

Как бороться? Ветрозащитной мембраной? Да не смешите меня! Кто только название такое для этой тряпочки придумал! Надо поставить ему специальный маркетологический памятник! Знаете что, сшейте из этой мембраны варежку и суньте руку, одетую в такую варежку, на мороз и ветер. Не спасет такая ветрозащита от ветра. Не спасет и рубероид. И пергамин с полиэтиленом тоже не спасут. Даже любимая мною минеральная вата не спасет. А вот пенополекс спасет. Или пенополистирол (пенопласт). Этот тоже помочь может. Но это не лучшие материалы для внешней отделки вашего дома.

Что реально сработает? Многое, но ничего доступного и вменяемого. Перечисляю.

  • Зимний сад по ветреной стороне
  • Особенности архитектуры. Например, пологая крыша, упирающаяся в землю. Она будет отклонять ветер вверх.
  • Соседний дом с ветреной стороны. Но этот дом должен быть таким, чтобы не создавать дополнительную турбулентность в пространстве между домами, а отклонять ветер вверх или вбок.
  • Высокий забор
  • Плотная посадка туй (дерево такое колоновидное) в виде очень плотной и высокой стены.
  • Холм, яма, насыпь и так далее.

Короче, вы видите, что все очень сложно. Но при утеплении дома можно поинтересоваться зимней розой ветров (в Подмосковье преобладают зимой юго-восточные ветра) и соответствующую стену утеплить больше и тщательнее остальных.

Использование более дешевого и эффективного топлива

Странный пункт, да? Как будто у нас есть выбор! Тут я частично соглашусь. Но электричество со всех сторон интереснее. Надо следить за ценами и, возможно, вовремя отказаться от газа в пользу электричества.

Электричество должно быть дешевле! Дело в том, что у нас электричество производится из газа. Причем на современных электростанциях КПД этого перевода почти равен 100%. Электричество легче передавать и продавать. С другой стороны, если бытовой газовый котел имеет КПД процентов 60, то КПД электрического приближается к 98-ми. То есть электрический котел должен быть менее мощный, чем газовый при том же объеме дома.

К сожалению, эти очевиднейшие доводы пока не оправдываются. Ну что ж! Подождем!

Использование более эффективной системы отопления

Какие аспекты эффективности можно назвать? Перечислю основные.

  • Использование прогрессивной системы водяного отопления. Система должна позволять гибкие регулировки (см. предыдущие варианты экономии)
  • Использование труб меньшего диаметра. Это общий пункт. Нечего горячей воде делать в трубах! Вода должна быть в радиаторах!
  • Термоизоляция котла. Зачем котлу охлаждаться? Ненужно! Охлаждение должно происходить посредством радиаторов
  • Термоизоляция труб. Мы не отапливаемся за счет труб. Трубы должны только доставлять воду к радиаторам. Больше ничего.
  • Отсутствие многочисленных углов. Использование труб с гладкой внутренней поверхностью. Воде должно быть легче ходить по трубам. Не хаватает еще, чтобы энергия отопления уходила на создание шума в трубах.
  • Отсутствие труб вообще. Это возможно только при использовании отопления на электричестве и масляных радиаторов.
  • Использование радиаторов прогрессивной формы и сделанных из материалов с большей теплопроводностью. Алюминий, например, выигрывает у стали, но проигрывает меди. А медь, как указал один из моих остроумных читателей, проигрывает серебру. А я тоже остроумный. Все материалы проигрывают алмазу. Смотрите калькулятор теплопроводности!
  • Дополнительное утепление стены за радиатором. Радиатор не должен греть стену! Он должен греть воздух.
  • Тут можно много чего еще придумать, ибо процесс совершенствования чего-либо объективно бесконечен.

Использование супернаукоемких и просто редких технологий

Имеются ввиду тепловые насосы. Это приборы, забирающие некоторую часть энергии из окружающей среды и выдающие тепла немного больше, чем потребляют электричества. Связаны с огромными затратами на изрытие всего участка траншеями и скважинами и прокладки в них труб. Кроме того, нужно значительное по площади и шумоизолированное помещение, ибо работа тепловых насосов основана на работе компрессоров, а в них моторы установлены.

Использование альтернативных источников энергии

Мы реально можем приобрести или сделать некие ветровые и/или солнечные устройства, которые будут добавлять энергию в нашу систему отопления и на размер этой добавленной части экономить наше привычное и покупное топливо. Другое дело, что приборы эти дико дорогие и, следовательно очень велик период их окупаемости. Но это не повод, чтобы ими не заниматься. Лично я уже сообщал, что подсажен на проблемы альтернативной энергетики очень плотно и не собираюсь с этой темы слезать.

Конечно, тема альтернативных источников не исчерпывается ветром и солнцем. Есть еще варианты получения газа из гниения биомассы, получение водорода и сжигание его вместо природного газа, двигатели внешнего сгорания и так далее, и тому подобное. Все не перечислю. Если что забыл, то комментируйте!

Использование вечного двигателя

Ну тут все просто. Идете в ютюб, выбираете какой-нибудь вечный двигатель (устройство свободной энергии), который на душу ляжет, и делаете его. После этого живете спокойно и счастливо! Прошу сразу иметь ввиду, что я в этом пункте ни над кем не смеюсь. Более того, я верю в идею того, что можно взять некую часть энергии из окружающей среды. Например, из космоса. Ну и, кроме того, существуют и работают реальные вечные двигатели. Они основаны, например, на изменениях атмосферного давления. То есть, что-то там крутится, но не больше. Есть, в конце концов, солнце и идея термоядерного синтеза, которой вполне по силам решить все наши энергетические проблемы, как текущие, так и будущие.

Заметьте
солнце я привел, как пример вечного двигателя. Оно уже несколько миллиардов лет греет и остывать не собирается. Настоящий вечный двигатель!

Вот на этой оптимистической ноте разрешите закончить этот эпохальный, не побоюсь этого слова, опус.

Экономист по профессии и по жизни
Дмитрий Белкин

Статья создана 22.10.2014

Обсуждение

Про тепловые насосы добавлю.

Вами упомянуты скорее всего системы Земля - Вода. (забирают несколько градусов из теплообменника в грунте, и преобразуют с помощбю цикла Карно в тепло для системы водяного отопления. Они дороги, но максимально эффективны.

Есть еще системы вода - вода, где отбор температуры осуществляется из скважины.

А есть еще системы воздух - воздух. По сути - обычная сплит система, с возможностью работы до -25, 35, 45 и т.д. в зависимости от производителя. Правда КПД с понижением температуры за бортом падает. Но зато не ниже 100%)))

Думаю что при температуре за бортом -10...-15 градусов реально на 1 кВт потраченной электроэнергии реально получать от 1.5 до 3 кВт тепла.

Монтаж такой системы - банальный монтаж сплит системы, стоит не оч дорого.

Стоимость самой системы обычно дороже чем простой кондиционер. думаю в районе 100 т.р.

Я очень хотел такой обзавестись, по денег не скопил и купил Электроконвекторы от мирового лидера. Комплект на весь дом за 30 т.р. У меня еще осталось виртуально 70 тысяч, которые мне помогут оплатить счета за электричество в ближайшие несколько лет))))

Комментировал Олег
23.10.2014 (21:29)
Согласен с вами по всем пунктам
Дмитрий Белкин

Делал расчёт для себя(может в чём и ошибся,извините)

НЕ УЧИТЫВАЛ КПД преобразователя энергии и стоимости оборудования.Электроэнергия 3руб из-за нахождения дачи в сельской местности.
Не считал пеллетные и пиролизные котлы из-за небольших размеров дачи и высокой стоимости котлов и пеллет.

Вид топлива Ед.изм. энергоёмкость Цена за ед.в руб Кал.за ед.в кВт час Стоим. 1 кВт час в руб
ДТ 1 л 36,295 Мдж/л 32 10,082 3,173973418
Природный газ 1 м куб 39,8 Мдж/м куб 5 11,056 0,4522431259
Сжиженный газ 25,3 Мдж/л 17 7,028 2,4188958452
Электроэнергия 1кВт
3 1 3
Дрова 1кг 15 Мдж/кг 2 4,167 0,4799616031
Уголь 1кг 22 Мдж/кг 5 6,11 0,8183306056
 1 кВт*ч = 860,42 Ккал
 1 кВт·ч = 3,6 МДж

Пока топлюсь электро. Из-за слабости электролиний и дальнейшей реконструкции других дач, рассматриваю отопление сжиженным газом на газовых конвекторах с закрытой камерой сгорания, оставив электроотопление(запас карман не тянет).
Отъезжая с дачи перевожу её в режим энергосбережения,понижая температуру.

Комментировал сергей
07.11.2014 (20:00)

Видел интересное видео от одного подмосковного жителя. О том, как он мучился с отоплением без газа. Вкратце:

  • солярка: хорошо, но очень дорого
  • электричество: так же дорого, как солярка, но еще удобнее
  • уголь: ужасно все пачкает и вонючий дым. Тяжело разгорается
  • торфяные брикеты: ничего, но ужасающий дым. Все соседи войной пошли.
  • пеллеты: оказалось, что сравнимо с газом по затратам, хоть и на первый взгляд дорого стоят. В итоге он опять озадачен. Может и не заморачиваться с газом? Слишком дорогая кутерьма по установке!

Сам я не проверял. Но просто решил уточнить чужой опыт в отношении пеллет. Там все на первый взгляд честно. Чувствуется, что автор не ангажирован.

Видео можно найти на Ютюбе, я думаю. Но было давно и не могу дать никаких наводок по поиску.

Дмитрий Белкин

По поводу суточного графика и уменьшения отопления по ночам.

Допустим, выключили ночью отопление.
Тепловой поток зависит от перепада температур.
Но температура в помещении за ночь сильно не упадет, скажется тепловая инерционность помещения (а тепловая инерционность у нормальных домов порядка суток).
А значит и тепловой поток сильно не упадет, особенно если учесть скорость распространения тепла по толще стены.
Допустим, на улице температура -5°С(средняя в течении отопительного сезона),а в комнате +22°С. Пусть за ночь температура в комнате опускается на 6°С.
А если еще учесть, что перед подъемом надо опять накачать дом энергией (закон сохранения энергии всё же действует, что забрал за ночь у стен, то и верни), то перепад температур 3°С.
Имеем порядок экономии 3/(22+5)= 1/9.
Учитываем, что ночь - около трети суток итого, получаем экономии порядка 1/3 х 1/9 = 0,037 - всего-то 4 %. Через дырявые стены и окна побольше выдует.

Короче:
Думаю, по поводу автоматики с суточным циклом сильно обольщаться не стоит.
Другое дело - снизить температуру отопления надолго в редко (по нескольку суток) посещаемых помещениях. Тут, мне кажется можно сэкономить и побольше.
А раз в неделю и вручную не напряжет покрутить.

Комментировал Сергей
11.12.2017 (12:04)

Я с вами согласен, тем более, что вы в итоге подтвердили главную мысль моей статьи, которая состоит в том, что обольщаться не стоит.

Ваши расчеты мне кажутся слишком оптимистичными. Я думаю они для городской квартиры вполне подойдут. За ночь дом охладится значительно сильнее, чем на 6 градусов. И вообще, все зависит от того, какой дом и какая температура на улице. Лично у меня, если выключается отопление, а это происходит только при специфическом и довольно редком ветре, я ночью просыпаюсь от холода и, стуча зубами, иду зажигать котел.

Знаете, прошлая зима была холодной и солнечной. И вот моя гостиная, обращенная на юг, так сильно нагревалась солнцем через окна, что радиаторы полностью выключались (стоят термостатические вентили) и вдобавок в комнате жарко становилось. Вот реальная экономия, на которую я не затратил ни копейки! Я еще тогда подумал о том, что нагрев комнаты солнцем через окна - реальная, абсолютная, чистая и прозрачная, совершенно бескомпромиссная экономия. Надо только вовремя раздвинуть шторы и тюль.

Дмитрий Белкин

А что, если для "ретрансляции" тепла в комнату при солнечной погоде применить жалюзи из тонкого штампованного алюминия, установленные внутри помещения.
Мне кажется, нагретый тонкий металл переизлучит в комнату тепло лучше, чем нагретая ткань штор и тюли.
Поскольку теплопроводность металла велика, а толщина мала, то разница в температуре внешней его поверхности, обращенной к солнцу и внутренней, обращенной в комнату будет ничтожна.
А поверхность, которая нагрета сильнее сильнее и излучает.
Солнце - мощный источник энергии, поэтому может получиться экономия.

Решая обратную задачу, чтобы в комнате было летом не слишком жарко, я вешал такие жалюзи именно со стороны улицы, а не со стороны комнаты.

Комментировал Сергей
11.12.2017 (13:43)

Я не знаю, Сергей! Но если метод усовершенствовать, то только через дополнительные затраты. Жалюзи денег стоят. Затраты на жалюзи надо будет вычесть из экономии.

Я прикладывал руку к стене, на которую светит солнце и к полу, на который оно светит И то и другое было теплым. Так что я сомневаюсь насчет вашей идеи. Но с уверенностью говорить не буду.

Я повторю свою общую позицию. Я считаю, что выгода от экономии крайне спорна в географически средней России. Это знаете, как экономия на мобильной связи. Реально сэкономить можно только либо не разговаривая совсем, либо разговаривая очень много. Вот точно так же и тут. Экономия вполне возможна в объемах государства и крайне сомнительна в объеме одного домохозяйства. Да и ваш первоначальный коммент был именно об этом не правда ли?

Дмитрий Белкин

По поводу нагрева железки на солнце.
Попробуйте летом взять в руку и сравнить температуру ручки молотка и сам боёк молотка, полежавшие немного на солнцепёке.

Когда я решал обратную задачу (уменьшения жары летом в комнате) при помощи жалюзи, я сперва хотел вешать жалюзи в комнате, а затем, всё же решил повесить со стороны улицы на балконе именно из-за значительного нагрева жалюзи на солнце (несмотря на накопление на них пыли и необходимость выбегать на балкон для опускания, поднимания и вращения створок). Хотя экономия может быть и незначительная.

Мой первоначальный комментарий по поводу автоматики связан с тем, что некоторые могут побежать, опустив забрало, закупать суперконтроллеры и регулирующие клапаны, а потом будут разочарованы получившейся (точнее не получившейся) экономией.

А в Вашей статье, приоритеты экономии, мне кажется, верные: уменьшение теплопотерь (потолок, окна, полы), потом всё остальное. Именно по такому пути после прочтения этой статьи я пошел и при утеплении веранды на даче (увеличил теплоизоляцию потолка, прошпаклевал периметр оконных рам).

Комментировал Сергей
11.12.2017 (15:05)

Сергей, вы правильные вещи говорите. Но я подозреваю, что у нас с вами разные приоритеты. Ваш приоритет - "экономия как процесс". Моя цель "экономия ради экономии". То есть если экономия происходит за счет затрат, которые мы списываем на хобби, или на какую-то неизбежность, то мне это уже меньше нравится.

Да конечно можно улучшить идею экономии. Ну смотрите:

  • делаем на крыше второй слой из металла, прикручиваем вентилятор и гоним горячий воздух в дом.
  • Ставим обычный мангал для шашлыков. На него кладем дымоход из нержавейки, с утречка разжигаем мангал всяким древесным мусором, гоним теплый воздух в дом через дымоход, который работает у нас теплообменником.
  • Действуем по моему варианту с нагревом комнаты, но ставим вентилятор в дверном проеме и гоним теплый воздух в другие комнаты.
  • приделываем к велотренажеру генератор на постоянных магнитах и вместо простого занятия спортом экономим газ. Хоть 100 ватт, а лучше, чем ничего.
  • известный факт, что летом даже в Подмосковье водяной солнечный коллектор полностью обеспечивает дом горячей водой. На 100%. Только стоит такой коллектор под сто тыщ. Ну может быть 60. Не знаю я нынешних цен.
  • делаем паровую машину и вырабатываем электричество

Идей масса! Но все это не то. Лично мне не нравится. Мне бы понравилось, если бы что-нибудь "за одну копейку" - один раз сделал и работает.

В итоге мои фавориты это:

  • солнце нагревает комнату
  • зимний сад по периметру дома

По поводу вашей идеи на счет внешних жалюзи

Так это придумано больше 100 лет назад уже. Вся Испания, Италия и Франция и куча других стран так и живут со ставнями. Я такие видел миллион раз, путешествуя по Европе.

Я вам больше скажу! В Германии я видел стеклопакеты, внутри которых ездит роль штора. А в Турции я видел рольставни на окнах с электроприводом. Жил в аппартаменах с такой штукой. Проснешься утречком и перед тем как на пляж идти прикроешь. А днем придешь и даже не нужно включить кондей. Красота! А хозяева экономят на электричестве, кстати.

Дмитрий Белкин

Я думаю, что приоритеты такие
1. Безопасность;
2. Комфорт (без которого обойтись то возможно, но если все время, то не жизнь, а мучение);
3. Экономия.

На примере: год назад заменил лампы на светодиодные, они уже окупились. Но в ванной стоят по-прежнему лампы накаливания R80 с рефлектором и будут стоять. Потому, что они играют роль дополнительных обогревателей, создавая комфорт. Экономия уступила место необходимому комфорту. Опять же лампы сверху безопаснее конвектора под ногами.

Комментировал Сергей
11.12.2017 (18:08)
У меня те же приоритеты.
Дмитрий Белкин

Самореклама!

Сотрудничайте с belkin-labs в IT сфере!

Гарантия высшего качества и низких цен!

Дом Вашей мечты!
Читайте также
 
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100